Авторизация

Виды и направления методической и научно-методической работы преподавателя

Методическая работа преподавателя реализуется в различных письменных материалах:

- Учебно-методические комплексы по дисциплинам – представляет собой определенную совокупность учебно-методических документов, с помощью которых можно воспроизвести педагогическую деятельность преподавателя.

- Методическая разработка (методика изучения отдельной темы, раздела или учебной дисциплины в целом – раскрывают методику и организацию обучения студентов).

- Методические рекомендации (составляются обычно в помощь преподавателю).

- Методические указания (разрабатываются чаще всего в помощь студентам по выполнению лабораторных, практических работ, курсовому и дипломному проектированию, прохождению различных видов производственной практики).

- Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, текстов, деловых игр, производственных ситуаций и др. для студентов и преподавателей.

- Рабочие и авторские учебные программы.

- Аннотации, рецензии и др.

Возможные направления методических работ

НАУЧНОЕ:

  • Работа по созданию: учебников, задачников, сборников, учебных и методических пособий.
  • Разработка авторских программ элективных курсов, курсов дополнительного образования и т.п.
  • Аннотирование и рецензирование методических материалов коллег.

НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ:

  • Составление методических рекомендаций и указаний по выполнению: курсовых или контрольных работ, курсовых или дипломных работ, лабораторных или практических работ.
  • Создание необходимых для курса каталогов, номенклатур, сборников документаций.
  • Составление конспектов лекций по разделу или целому курсу.
  • Составление справочников по различным курсам предметов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ:

  • Методика изложения какого-нибудь курса, раздела или темы.
  • Методика организации курсового или дипломного проектирования.
  • Методика организации выполнения лабораторной или практической работ.
  • Методика организации самостоятельной работы.
  • Методика опроса.
  • Методика применения какого-либо новаторского метода для конкретного предмета.
  • Методика проведения видеоуроков по предмету.
  • Методика использования технических средств обучения при изучении предмета.
  • Методика организации воспитательной и профориентационной работы.
  • Методика проведения открытого урока, мастер-класса.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ:

  • Изготовление плакатов, наглядных пособий, стендов и т.п.
  • Выполнение тестов по различным темам.
  • Выполнение различных карточек или билетов для всевозможных видов опроса (текущий, рубежный, итоговый, экзамены, междисциплинарный экзамен).
  • Изготовление различных графических карточек для опроса.
  • Создание материалов для комплексных контрольных работ.

Аннотация

Аннотация - это краткое изложение содержания методической работы.

Виды аннотаций:

  • общие - характеризуют методическую разработку в целом,
  • аналитические - характеризует отдельную часть методической работы ,
  • групповые - обобщенная характеристика двух или более методических разработок, близких по тематике.


Типы аннотаций:

  • Справочная аннотация - краткая информация (справка) о содержании и специфике.
  • Рекомендательная аннотация, наряду с краткой информацией о методической работе, преследует и другие цели: заинтересовывать, показать значение и специфику методической разработки.


План аннотации включает в себя:
1. Библиографическое описание работы.
2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.
3. Выводы автора, его мнение, оценка.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:
1. Разбейте текст на смысловые части.
2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.
3. Сформулируйте основную мысль своими словами.
4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.
5. Определите значимость работы.

Возможные элементы аннотации:

  • Дополнительные сведения об авторе;
  • Хронологический охват материал;
  • Форма, содержание, назначение и структура методической работы;
  • Научная ценность;
  • Целевое назначение;
  • Отзывы других преподавателей;
  • Разъяснение выбора названия разработки;
  • Особенность методической работы;
  • Последовательность изучения вопросов темы, последовательность выполнения заданий;
  • Виды иллюстраций, наличие схем, чертежей;
  • Наличие списка литературы

Примерное содержание рецензии

Памятка рецензенту:

1. Название рецензируемой работы, инициалы и фамилия автора, место его работы (образовательной учреждение)

2. Краткая констатирующая часть (иногда опускается); основные достоинства работы.

3. Анализ работы с раскрытием следующих вопросов (примерная схема):

  • Актуальность темы; правильно ли сформулировано название работы и соответствует ли оно её содержанию;
  • Соответствует содержание работы требованиям государственного образовательного стандарта, учебной программы учебной дисциплины;
  • Особенности данной работы в отличии от других, опубликованных на ту же тему; достаточно ли раскрыта данная тема;
  • Соответствие работы методическим требованиям обучения данной дисциплине;
  • Соответствие содержания работы, наглядности, современному состоянию науки и техники; использован ли передовой опыт;
  • Язык и стиль изложения; на кого рассчитана работа (преподавателей, студентов), соответствует ли этому стиль изложения и само содержание;
  • Наличие лишнего текстового и иллюстративного материала, таблиц, приложений, которые можно изъять без ущерба работе;
  • Правильность использования терминологии, буквенных обозначений, формульных символов, выдержано ли их единообразие; правильность использования нормативных источников;
  • Постраничные замечания;
  • Предложения по устранению недостатков.

4. Заключение.

  • Выводы и четкие рекомендации по дальнейшему использованию работы (целесообразность распространения в средних специальных образовательных учреждениях)

5. Подпись рецензента с указанием места работы и должности.

Рецензия пишется в двух экземплярах на официальном бланке того образовательного учреждения, в котором работает рецензент, либо на обычных стандартных листах бумаги (формата А4) и заверяется печатью.

Структура и требования к методической разработке

Методическая разработка должна иметь следующую структуру:

  • Титульный лист.
  • Пояснительную записку.
  • Структуру проведения урока (мероприятия).
  • Сценарий проведения урока (мероприятия).
  • Заключение.
  • Список литературы.
  • Приложения.


Требования, предъявляемые к методической разработке:

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и процессы, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
  6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
  9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
  10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, алгоритмы, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

График консультаций по курсовым работам